14 июл. 2014 г.

О современеной фотографии

Ездила к друзьям на выходные за город и там столкнулась с неожиданным для себя наблюдением, о чём и хочу рассказать.
Каждый раз, выкладывая фотографии во flickr, где у меня есть некоторое количество подписчиков, мне всегда интересно, что именно из фотографий понравится другим пользователям этого ресурса. Особенно меня интересует мнение тех, кто сам выкладывает очень интересные на мой взгляд фотографии. И я обратила внимание, что действительно есть некоторый сдвиг в интересе к предмету съемки. Так как в этом мире сфотографировано, наверное, уже всё, интерес сдвинулся с вопроса "что снимать?" к вопросу "как снимать?". Если ты выкладываешь фотографию Эльфелевой башни, ты должен быть уверен, что делаешь как минимум что-то нестандартное. Поэтому в среде фотографов так популярны сейчас поиски нестандартного света, нестандартного ракурса, нестандартного взгляда. Пользователей flickr'а не удивишь ни красивым зданием, ни милым котёнком, хотя фотография прежде всего должна быть красивой, интересной, яркой (не только в смысле красок, но и яркой по сюжету) - то есть прежде всего необычной. И чем более необычен вид даже самого обычного предмета - тем лучше. Я сама большой любитель маленькой глубины резкости и красивого боке, люблю, когда пространство на картинке резко разграничено, когда ты чётко знаешь, что именно хочешь показать. Когда глаз замылен окружающими предметами из привычной реальности, фотография становится поиском чего-то нового, невиданного и неожиданного.
Но это новое, невиданное и неожиданное получается новым только для фотографов.
И получается, что люди, далёкие от фотографии, не могут понять этих устремлений. Конечно, фотографии могут им показаться красивыми. Но когда тебя спрашивают, почему на фотографии так всё размыто, на лице невольно возникает улыбка: ты столько денег выложил, чтобы купить нужный объектив, который рисовал бы тебе ту самую размытость, а тут тебя спрашивают: а чего фон такой нечёткий?
Конечно, ты можешь объяснить, что это такой художественный замысел. Что ты снимаешь не то, что ты видишь, а именно сосну на обрыве, чтобы море было только голубоватым фоном, сливающимся с небом... Да, получается красиво... а зачем?..
И вот это интересное наблюдение и есть: фотографии, интересные тем, кто сам фотографирует, могут показаться обычным людям как минимум странными. Конечно, я стараюсь фотографировать не всё подряд, для меня фотография уже давно стала поиском - ради фотки дня, например, я могу пройти несколько километров, чтобы сделать действительно именно тот самый один снимок, сюжет для которого сначала надо найти. Иногда фотографию придумываешь в голове, потом идёшь на то самое место, где ты и задумал сделать этот кадр.
Но ради чего все эти поиски?..
Конечно, я не буду расстраиваться из-за того, что кто-то не понял, зачем фотографировать веточки и цветочки, по которым не понятно, сфотографировано это под Москвой или под Вязьмой, но факт остаётся фактом: получается, очень много фотографий в этом мире делается только для того, чтобы их смогли оценить только те, кто сам увлекается фотографией.
Буду ли я от этого меньше фотографировать? =) Нет, конечно.
К тому же, есть ещё один момент: мои родные, близкие и друзья, например, которые часто видят мои фотографии, понимают их, потому что они уже привыкли к моему взгляду на мир - причём, большинство из них вообще никогда не фотографирует. Через меня эти люди, так сказать, оказываются косвенно знакомы с современными "тендециями" в фотографии.
Но всё-таки, как искусство, фотография не является искусством массовым. И дальше, я думаю, это разделение будет только усугубляться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий